Дело № 2(1)-566/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Никитиной О.К.,
при секретаре Куванчелеевой К.Б.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования <адрес>, об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных норм
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес>, указав, что является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО4 лишена родительских прав по решению Сакмарского районного суда <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. В свидетельстве о рождении сведения об отце отсутствуют, в графе «отец» стоит прочерк.
Постановлением администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п над ним была установлена опека, опекуном назначена ФИО5.
На основании постановления администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п он включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма.
Просит суд обязать администрацию МО Сакмарский район <адрес> предоставить ему по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах муниципального образования Сакмарский район <адрес> не ниже установленных норм предоставления жилой площади за счет расходных средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области предусмотренных на указанные цели.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития <адрес>.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал. Просила суд иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель администрации МО Сакмарский район <адрес> ФИО1, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями не согласился, просил в иске отказать. В своем отзыве на иск указал, что Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пп утверждена государственная программа «Социальная поддержка граждан в <адрес>». В программе 3 «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» указанной государственной программы предусмотрена реализация основного мероприятия 5 «Оказание мер социальной поддержки детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей». Данное основное мероприятие включает в себя: обеспечение предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей по договорам найма специализированных жилых помещений; обеспечение исполнения судебных актов по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанной категории детей. Главным распорядителем бюджетных средств на реализацию данного мероприятия является министерство социального развития Оренбургской области. Администрация Сакмарского района <адрес> своевременно направила Список в министерство образования <адрес>, но бюджетные ассигнования для приобретения (строительства) жилого помещения и последующего предоставления истцу по договору найма специализированных жилых помещений министерством социального развития <адрес> не запланированы. В связи с чем, полагает, что администрация надлежащим образом исполнила переданные отдельные государственные полномочия <адрес> по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в Список, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просил в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> в судебном заседании не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором полагает иск не обоснованным, поскольку право ФИО2 на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 3 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
В силу п. 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N 1347/285 - IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N 1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N 1347/285 - IV-ОЗ).
В силу положений абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года N 1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела родителями ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО4, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют.
ФИО4 решением Сакмарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
В соответствии с постановлением администрации МО <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлена опека. Опекуном над несовершеннолетним ФИО3, назначена - ФИО5, проживающая по адресу: <адрес>. ФИО2 проживает по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>, жилья в собственности не имеет. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом общей площадью 80,1 кв.м. и земельный участок общей площадью ... кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО5.
Сведения о правах ФИО2 на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Постановлением администрации МО Сакмарского района <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 окончил Оренбургский государственный экономический колледж – интернат.
Из сведений администрации МО Каменский сельсовет <адрес> следует, что ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, членом семьи лиц, у которых зарегистрирован по вышеуказанному адресу, он не является.
Доводы ответчика Администрации МО Сакмарский район <адрес> суд считает необоснованными.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, не имеет в собственности либо на ином законном праве жилое помещение, на момент рассмотрения спора жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечен, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Администрации МО Сакмарский район <адрес>. Установление срока исполнения обязанности в решении суд считает нецелесообразным, поскольку установление срока нарушит права истца на реализацию своего права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Сакмарский район <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств расходных обязательств субъекта Российской Федерации - <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах муниципального образования Сакмарский район <адрес> не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.К. Никитина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.